Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

  • финансовые;
  • для малого бизнеса;
  • организационные трудности;
  • материально-техническое обеспечение.

Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

Внутренние трудности

К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

Спорные моменты в законодательстве

Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

Регулирование и доступ к госзаказам

Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

Финансирование и санкции малого предпринимательства

Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

Субсидии на открытие бизнеса

Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

Другие субсидии

Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

Перспективы развития малого бизнеса

Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Во-первых, это всякие организационные проблемы, которые связаны с определением и приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

Во-вторых, важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

В условиях экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.

Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает решает, в первую очередь, проблему занятости.

Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.

Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

Малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;

Не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;

Кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

Консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании.

Данный факт обусловлен следующими причинами:

Отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

Необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.

Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

Тем не менее, современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.

Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования коммерческих займов и осуществления других видов поддержки.

  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Янахметова Регина Робертовна , бакалавр, студент
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
  • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

  • Резервы роста выручки от реализации продукции на примере ООО агрофирма
  • Бизнес-модель и страхование предприятий в условиях кризиса
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

Малое предпринимательство - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства - самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок . Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.

Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1:

Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другая проблема развития малого бизнеса в России - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний. Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

Список литературы

  1. Давлетбаев М. М. Предпринимательство в РБ: тенденции развития//Экономика и управление: Башкортостан.-2012.-№5.-114 с.
  2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - 28.11.2014.
  5. Кредитный портал «Кредит Бизнес». Малый бизнес, кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru - 28.11.2014.
  6. Конгресс предприятий бытового обслуживания. Стратегии восстановления и роста. Новые стандарты качества жизни [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://kongress.ucoz.ru - 28.11.2014.
  7. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.smallbusinesses.ru - 28.11.2014.
  8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.opora51.ru - 28.11.2014.
  9. Официальный сайт ЯРОО «Союз Молодых Предпринимателей». [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://www.smp-partner.ru - 28.11.2014.
  10. Социальная сеть малого бизнеса. Статистика малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://b2bzona.org - 28.11.2014.
  11. Сайт о бизнес идеях, сетевом маркетинге и бизнесе с нуля [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.marinbiz.ru - 28.11.2014.

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).